Публикация «От поэта Серебряного века до «красного графа»

Современники называли Алексея Николаевича Толстого «красным графом», подчеркивая парадокс его биографии: в 1917-м большевики разделались с титулами и их носителями, но Толстому удалось невозможное.

«Товарищ граф» стал воплощением компромисса: ненавидя большевиков, он преданно служил режиму и сумел получить три Сталинских премии.
Родился писатель 10 января 1883 года в городе Николаевске Самарской губернии. Детство его прошло в имении обедневшего помещика Алексея Бострома, к которому, будучи беременной и оставив мужу троих детей, сбежала мама будущего писателя.
Когда Алеша повзрослел, мать начала тяжбу, желая вернуть сыну графский титул, фамилию и отчество первого мужа. Тяжба завершилась к 17-летию Алексея: в 1901 году он стал графом Толстым, не зная человека, чье отчество и фамилия ему достались.
Любовь к литературе и писательству привила Алексею Толстому мама. После окончания реального училища Алексей продолжил образование в Петербурге, поступив на факультет механики Технологического института. Первый рассказ «Старая башня» появился после поездки на Урал, куда студента Толстого отправили на практику. Полтора месяца он жил в старинном Невьянске, где собирал легенды, исторические сведения о крае и его достопримечательностях, в том числе о Невьянской наклонной башне.
Как писатель Толстой состоялся в 1910 году, когда его основной темой стали родные места и люди, которые его окружали. «Это были рассказы моей матери, родственников об уходящем и ушедшем мире разоряющегося дворянства. Мир чудаков, красочных и нелепых… типов уходящей крепостной эпохи. Это была художественная находка», ‒ вспоминал он позднее. Так были написаны рассказ «Смерть Налымовых», повесть «Неделя в Тургеневе», вошедшие в книгу под названием «Заволжье». Успех книги у читателей был несомненным. Толстой после публикации «Заволжья» сразу стал известен. О нем стали много писать, появились одобрительные отзывы и рецензии.
В студенческие годы Толстой взялся за совершенствование языка. Богатейшим материалом для него оказались старинные сказки, фольклор, сочинения Аввакума и судебные акты XVII века. Вскоре появились «Сорочьи сказки» и поэтический сборник «За синими реками».
Толстой трудился, не покладая рук, удивляя коллег невероятной работоспособностью. В 1911 году он написал роман «Две жизни», в следующем году появился роман «Хромой барин», потом повесть «За стилем» и рассказы. Пьеса Толстого «Лентяй» («Насильники») в 1913 году была поставлена в столичном Малом театре. При этом писатель успевал посещать вечеринки, вернисажи, салоны и все театральные премьеры.
Первая мировая война сделала Толстого военным корреспондентом: он писал фронтовые очерки для газеты «Русские ведомости», побывал во Франции и Британии. В 1915-16 годы появились его рассказы «На горе», «Под водой», «Прекрасная дама». О драматургии писатель тоже не забывал – в 1916-м вышли комедии «Нечистая сила» и «Касатка».
Революционные события октября 1917 года Толстой принял настороженно. Летом 1918 года он перевез семью в Одессу, спасаясь от большевиков. В южном городе появилась повесть «Граф Калиостро» и комедия «Любовь – книга золотая». Из Одессы семейство Толстых эмигрировало в Константинополь, затем в Париж. Переезд не отразился на работоспособности писателя, в Париже родилась повесть «Детство Никиты» и роман «Сестры» ‒ первая книга трилогии «Хождение по мукам», посвященный судьбам людей в катастрофическую эпоху.
Жизнь за границей показалась русскому писателю тоскливой и неуютной. Привыкший к роскоши и комфорту, граф Толстой тяготился неустроенностью быта, также у него испортились отношения с эмигрантским миром. Осенью 1921 года он перевез семью в Берлин, а в конце лета 1923 года Алексей Толстой навсегда вернулся в советскую Россию.
Его возвращение вызвало бурную и неоднозначную реакцию: эмигрантские круги назвали поступок предательством и осыпали «советского графа» проклятиями. Большевики же приняли писателя с распростертыми объятиями: Толстой стал завсегдатаем кремлевских приемов, получил членство Академии наук, был избран депутатом Верховного Совета СССР. Толстой не то чтобы принял – смирился с новым строем, как с неизбежностью.
Вернувшись в Россию, Толстой тут же втянулся в работу, не давая себе ни малейшей передышки. Он по-прежнему много писал: свои впечатления от эмиграции Толстой отразил в сатирической повести «Похождения Невзорова, или Ибикус», написал рассказ «Гадюка», пьесы «Заговор императрицы» и «Азеф», завершил научно-фантастический роман «Аэлита», взялся за написание еще одного научно-фантастического романа «Гиперболоид инженера Гарина» и утопического рассказа «Голубые города». В 1927-1928 годах писатель работал над второй книгой трилогии «Хождение по мукам» ‒ «Восемнадцатый год».
В конце 20-х годов им были созданы драма «Заговор императрицы» - о разложении царского режима и «Дневник Вырубовой». Некоторые крупные произведения автор подвергал в советское время серьёзной переработке — романы «Сёстры», «Эмигранты» («Чёрное золото»), пьесу «Любовь — книга золотая» и другие. В 1927 году Толстой принял участие в коллективном романе «Большие пожары», публиковавшемся в журнале «Огонёк».
Его увлекала история. Еще в 1917 году он написал рассказ «День Петра», где царь был изображен безжалостным деспотом, полноправным властителем забитой и униженной Руси. А в новом романе «Петр Первый», над которым он работал с 1929 года, все было по-иному: Россия при царствовании Петра расправляла крылья и заставляла считаться с собой остальной мир. Первая книга описывала события до 1698 года, начала масштабных реформ Петра; вторая охватывала период до начала строительства Петербурга. Россия менялась, в ней под сильным и жестким руководством Петра шли серьезные преобразования и вместе с этим «рос» и сам Петр. Толстой работал с подлинными фактами, но неистощимая фантазия и подлинное знание русского языка делали роман красочным и увлекательным. «Петр Первый» имел огромный успех и неоднократно переиздавался. За роман «Петр Первый» весной 1941 года Толстой был награжден сталинской премией 1 степени, а летом того же года он закончил работу над третьей частью «Хождения по мукам» - «Хмурое утро».
Толстой писал и для детей, он подарил маленьким читателям десятки сочинений. Для детей он переделал сказку Карло Коллоди о приключениях Пиноккио, назвав свою историю «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
В августе 1933 года в составе группы писателей Толстой посетил открытый Беломорско-Балтийский канал и стал одним из авторов памятной книги «Беломорско-Балтийский канал имени Сталина». В 1936—1938 годах, после смерти Максима Горького, он возглавлял Союз писателей СССР. В 1937 году Толстой написал роман «Хлеб» с откровенно просталинским содержанием. Роман, созданный для прославления подвигов Сталина во время гражданской войны, был «мифом» по заказу. Осенью 1941 года Толстой начал работать над пьесой об Иване Грозном. Пьеса о молодости Ивана Грозного под названием «Орел и орлица» была написана к началу 1942 года и была принята к постановке Малым театром.
Осенью 1941 года Толстой эвакуировался в Ташкент, который сразу же окрестил «Стамбулом для бедных». В годы войны он написал более шестидесяти патриотических статей, в том числе знаменитый очерк «Родина», фронтовой цикл «Рассказы Ивана Сударева», рассказ «Русский характер». В 1943 году Толстой снова получил сталинскую премию за трилогию «Хождение по мукам», которую передал в фонд обороны на строительство танка Грозный.
Толстой, являясь членом Комиссии по расследованию злодеяний фашистских оккупантов, присутствовал на «Краснодарском процессе». Также он является одним из фактических соавторов знаменитого обращения Молотова-Сталина 1941-го года (Речь Сталина на параде Красной армии 7 ноября 1941 года).
В 1944 году стало известно, что Толстой тяжело болен ‒ врачи обнаружили у него злокачественную опухоль легкого. 23 февраля 1945 года Толстой скончался. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. В связи с его смертью был объявлен государственный траур.
В октябре 1987 года в столице на улице Спиридоновка, где прожил последние годы писатель с супругой Людмилой, открыли музей.
С 1983 года имя Алексея Толстого носит Сызранский драматический театр.
Многие произведения Алексея Толстого были экранизированы. Некоторые, как «Хромой барин», «Хождение по мукам» по 3-4 раза. В основе фильмов «Формула любви», «Петр Первый», «Юность Петра», «Золотой ключик», «Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина» и «Детство Никиты» также лежат произведения «советского графа».
О нем был снят документальный фильм «Красный граф Алексей Толстой».
В серии ЖЗЛ вышла книга А. Варламова «Алексей Толстой».
Источник : УНИЦ

1

2

3